Не Беларуси, не России, не Венесуэлы, которые подобные “поручения” раздают направо и налево, естественно, под камеру, а президент Украины.
Три месяца назад подобным же образом приказали удвоиться минимальной зарплате — нам еще предстоит расхлебывать плоды этого шага.
Впрочем, политиков можно понять: выборы приближаются неумолимо, а, как пела незабвенная старуха Шапокляк из моего детства, “хорошими делами (то есть в данном случае реформами) прославиться нельзя!”. Потому что реформы, конечно же, бывают только непопулярными — это уже устоявшееся словосочетание.
Действительно, любые необходимые изменения кого-нибудь да ущемят. Вот только есть среди них такие, которые ущемляют интересы коррумпированных начальников и приближенного к ним бизнеса, в просторечии именуемого олигархическим, а есть и такие, которые болезненны для простых людей.
Конечно, без последних тоже не обойтись, но необходимость затянуть пояса ради лучшего будущего более-менее воспринимается тогда, когда начинают этот процесс сверху, с коррумпированных топ-чиновников и олигархов.
А если нет, то и приходится политикам прибегать к совсем не реформаторским, действиям и словам, чтобы хоть что-то противопоставить оголтелым популистам. Ведь людям хочется жить лучше, и их, к сожалению, мало волнует, за счет чего или за счет кого им это обеспечат. Между тем, разница в методах колоссальная.
Возьмем повышение зарплат. Можно, конечно, на потеху непросвещенной публике приказывать: “Зарплата, расти! Раз-два!”. Можно даже принимать по этому поводу законы и устраивать гонения на тех, кто посмел ослушаться.
Однако от этого экономика больше производить не станет, потому что кто-то окажется невыгодным работником и его уволят, а где-то окажется невыгодным сам бизнес и он закроется. Кто-то перестанет платить даже минимальную зарплату, перейдет в тень, наладив связи с проверяющими органами.
Тот, кому повезет сохранить работу, действительно начнет получать больше, но не потому, что вырастет производительность, а за счет других: либо за счет своего товарища, ставшего безработным, либо за счет работодателя.
Однако на месте левых радетелей за наемных работников против тех, кто создал им рабочие места, я бы не спешил аплодировать правительству, мол, теперь предприниматель не купит себе машину, зато у работника будет что поесть.
Это коррупционеру и “олигарху” некуда тратить деньги, кроме как на роскошь. Предприниматель их реинвестирует, если для этого есть возможности. Отнимая у него часть прибыли, общество получает меньшие темпы роста экономики. Соответственно, через несколько лет мы будем жить хуже, чем могли бы.
Однако есть другой способ поднять зарплату, не такой прямой, зато куда более действенный: создать условия для предпринимательства. Потенциал для этого огромный — 200-300 млрд грн зарплат выплачиваются “в конвертах”.
Нужно освободить любого желающего делать бизнес от мелочного контроля, поборов и ненужных ограничений. Защитить его права как собственника, убрав хищные лапы рэкетиров и рейдеров, в том числе государственных, обеспечить честную конкуренцию без формальных и неформальных привилегий для “своих”.
Одним словом — дать возможность честно зарабатывать, чтобы каждому, у кого есть предпринимательская жилка, хотелось открыть свое дело, а те, у кого получается, могли и хотели расширять бизнес. При этом чтобы все желающие могли оставаться самозанятыми, без гарантий, зато с низкими налогами.
Тогда очень скоро работники станут нарасхват и смогут выбирать. Кто предложит лучшие условия, тот и сможет расширить бизнес. Тогда и зарплаты начнут быстро расти, без законов и президентских поручений, и безработица снизится.
Для этого тоже нужны реформы, причем крайне непопулярные, но не среди простых людей, которых мало что из описанного касается, а среди тех, кто сегодня “доит” бизнес. Это, прежде всего, дерегуляция и налоговая реформа.
За первую отвечает Минэкономики, за вторую — Минфин. Именно от них, а не от Минсоцполитики или ГФС, зависят доходы наших сограждан. Эти министерства не могут росчерком пера поднять всем зарплату — впрочем, государство вообще не может это сделать! Зато они отвечают за разработку соответствующих законов.
Конечно, депутаты и президент тоже могут вносить законопроекты, но для них это добровольная инициатива. А вот с министерств можно и нужно спрашивать.
Прежде всего — за налоговую реформу, ведь налоги и все, что с ними связано, на протяжении чуть ли не всех лет наблюдений были и остаются главным препятствием для бизнеса из тех, которые связаны с государственной политикой.
На этом направлении Минфину есть чем отчитаться за 2016 год: принят закон №1797-VIII, который воплотил многие заветные мечты предпринимателей: от прозрачного возмещения НДС до замены вооруженной до зубов и насквозь коррумпированной налоговой милиции на аналитическую Службу финансовых расследований, куда более грозную для настоящих мошенников.
Теперь дело за его имплементацией, и это, конечно, главный приоритет на 2017 год. Ускоренному созданию СФР поспособствовала ошибка, юридически уничтожившая налоговую милицию досрочно. Теперь важно проследить за тем, чтобы новая служба не стала реинкарнацией прежней.
Одно из самых важных положений закона — переходное: поручение разработать закон о налогообложении выведенного капитала, призванный заменить нынешний коррупционный налог на прибыль предприятий и заодно кардинально повысить эффективность контроля над выводом средств в пресловутые офшоры.
Однако дьявол может скрываться в деталях: новый законопроект можно прописать так, что вместо реформы получится антиреформа.
Например, предусмотреть проверку связи затрат с хозяйственной деятельностью, обложение любых платежей в пользу субъектов упрощенной системы, контроль цен при продажах в стране или возможность “переквалификации” хозяйственных операций на выплату дивидендов. Поэтому тут тоже нужен глаз да глаз.
На этом реформа не заканчивается. Наша цель — получить налогово-бюджетную систему, которая позволяла бы государству выполнять свои основные функции, а экономике — расти быстрыми темпами, причем в наших условиях, с учетом склонности наших сограждан коррумпировать все, что только возможно.
Для этого нужно не только разобраться с администрированием НДС и заменить базу обложения прибыли предприятий, но и снизить, насколько возможно, все виды налогов на доходы, а псевдоналог ЕСВ и вовсе отменить.
Для этого, в свою очередь, необходимо сократить расходы государства и модифицировать налог на землю и прочую недвижимость, сделать его простым, но справедливым. Главное — защищенным от произвола и коррупции.
Полезно будет сделать шаг навстречу честному бизнесу в сфере электронных сервисов. В частности — воплотить в законе уже частично разработанные концепции использования “фискального облака” вместо кассового аппарата.
Это позволило бы демонополизировать данную сферу и удешевить ведение бизнеса. Принятый в первом чтении проект №4117, к сожалению, затормозился.