3 января 2017 г. вступает в силу Закон о снятии административных барьеров при экспорте услуг. При наличии в нем положительных для украинского бизнеса норм, как-то упрощении формы расчета между нерезидентами и экспортерами услуг из сферы IT-технологий, фрилансерами, юристами, бухгалтерами и всеми, кто работает с заграничными клиентами, до сих пор не решена проблема открытия прямых счетов в иностранных банках. Это же касается и экспорта товаров. Почему это важно и как можно облегчить жизнь экспортерам, рассказывает Андрей Саварец, эксперт по правовым вопросам Программы USAID «Лідерство в економічному врядуванні» (ЛЕВ).
«Export or die», «Экспортируй или умри» — таким был лозунг тяжелых послевоенных лет в Великобритании. После Второй мировой войны, несмотря на победу союзников, страна оказалась в тяжелой экономической и финансовой ситуации. Чтобы пополнить валютные резервы, власти Великобритании приказали всем производителям продавать свою продукцию в другие страны. И это сработало.
Данный пример показывает, что в сложных экономических условиях экспорт действительно может обеспечить выживание и развитие не только крупного и среднего бизнеса, но и малым предпринимателям. Что же касается Украины, то один из самых перспективных каналов продажи наших товаров за границу — интернет-торговля. Согласно прогнозам eMarketer «World Retail Ecommerce Sales: The eMarketer Forecast for 2016», в 2016 году мировой объем продаж интернет-магазинов составит $2 трлн.
Необходимо отметить, что сейчас каждая пятая покупка в интернете приходится на США. Например, на Amazon ежегодно покупают товары более 300 млн человек. Этим я хочу подчеркнуть, что нашим предпринимателям есть кому предложить свои товары.
Но есть одно «но». Для продажи товаров на Amazon необходимо иметь расчетный счет, открытый в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Гонконге, Канаде или в стране Єврозоны. В свою очередь для того, чтобы открыть счет за границей, необходимо получить индивидуальную лицензию НБУ.
И вот тут начинается самое интересное! Во-первых, физическое лицо-предприниматель для получения лицензии обязан предоставить развернутую (постатейную) смету. Во-вторых, НБУ может запросить любой дополнительный документ, а в случае «недостаточного обоснования необходимости» может отказать в выдаче лицензии, ничем этот отказ не аргументируя. В-третьих, срок действия лицензии составляет только один год, опции автоматического продления нет – весь пакет документов необходимо подавать заново. Корень проблемы в том, что Нацбанк объективно не имеет возможности проконтролировать открытие гражданами счетов за границей.
Летом 2015 года эксперты ЛЕВ инициировали упрощение валютного контроля при экспорте услуг. В ходе разработки законопроекта №4496, который стал основой соответствующего Закона, мы столкнулись с аналогичной ситуацией, связанной с неоправданной бюрократизацией процедур и для экспорта товаров. Получается, что чрезмерный контроль со стороны Нацбанка, не облегчает жизнь предпринимателям, а наоборот стимулирует их использовать платежные системы в обход существующего регулирования. Хотя, несмотря на удобства, такие системы приводят к значительным транзакционным расходам даже при переводе небольших сумм, что невыгодно для микропредпринимателей, экспортирующих изделия hand-made и подобные товары.
Что же необходимо делать? Минимизировать большие расходы можно путем открытия прямых счетов в иностранных банках без необходимости получать лицензию НБУ. Для этого необходимо внести изменения в Декрет Кабмина «О системе валютного регулирования и валютного контроля». Отмечу, что в НБУ понимают важность либерализации валютного регулирования, и мы надеемся, что эта норма найдет свое отражение в новом Законе о валютном регулировании, который находится в процессе разработки. По крайней мере, Нацбанк декларирует свою готовность, пусть не сразу, но отменить необходимость лицензирования открытия счетов за границей. И это должно стать очередным логичным шагом в дерегуляции экспортной деятельности малого и среднего бизнесу.