×
Заповніть, будь ласка, форму нижче для переходу на платіжну систему
Експертний коментар

Детінізація без репресій

11.10.2018 Старший економіст CASE Україна - про те, чому перевірки роботодавців не сприяють легалізації зарплат.

5 сентября Кабинет Министров на своем заседании принял распоряжение № 649-р «О мерах, направленных на детенизацию отношений в сфере занятости населения», которое предусматривает (цитируя сайт КМУ) «проведение Госинспекцией по труду, ГФС, ПФУ, Нацполицией и другими центральными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления, совместных комплексных мер, направленных на легализацию рынка труда и совершенствование контроля за оформлением трудовых отношений с наемными работниками». Несмотря на то, что цели, звучат, на первый взгляд, вроде бы, красиво, ничего хорошего ни бизнесу, ни, соответственно, экономике эта кампания не несет.

В своей антиутопии «Атлант расправил плечи» Эйн Рэнд описала упадок страны, где предприниматели и прочие инициативные способные люди устроили «забастовку» против назойливых попыток социалистов «заставить делиться». И, хотя проповедуемая в романе философия крайнего эгоизма сослужила, скорее, медвежью услугу либеральным идеям вообще и предпринимательству в частности, но правда в том, что социализм действительно не бывает бесплатным: он невозможен без репрессий, а они, в свою очередь, наносят вред экономике. Никакой государственной политикой невозможно заставить людей создавать свое дело – рисковать, брать ответственность, работать на износ, но, соответственно, создавать возможность для других получать доходы, а также приобретать товары и услуги. Зато легко отбить такую охоту, ревностно защищая наемных работников от тех, кто создал им возможность трудиться, или пытаясь выбить из бизнеса абсурдные налоги. В результате, проигрывают и те, о ком «позаботились».
На самом деле, государство одной рукой стимулирует «тенизацию» трудовых отношений, а другой – пытается с ней безуспешно бороться. Начнем с налогов: они, как известно, выполняют две функции – фискальную и стимулирующую, точнее, дестимулирующую (создают отрицательные стимулы). В частности, в Украине действует налог на труд, который по традиции называется «социальным взносом», однако давно уже по факту не является таковым. Хотя, теоретически, 78,6% ЕСВ потом должны бы с лихвой возмещаться работнику в виде будущей пенсии. Фактически же (как можно подсчитать с учетом средней ожидаемой продолжительности жизни и пенсионного калькулятора) работник, начиная платить в солидарную систему, может рассчитывать получить из нее в будущем менее половины уплаченного, а работница – ¾. То есть существенно меньше, чем вложено, даже без учета стоимости денег. И это при том, что сейчас пенсионный фонд – дотационный, а правительство мечтает его сбалансировать, чем еще дальше ухудшить соотношение взносов и выплат. Таким образом, это, все же, налог, из которого часть потом, может быть, будет возмещена. И этот налог, очевидно, дестимулирует труд, точнее, легальные трудовые отношения, при которых его приходится платить. Он накладывается на налог на доходы физических лиц, который тоже, как хорошо известно из экономической теории и практики, не прибавляет желания работать. И в Украине к ним еще зачем-то добавили «военный сбор». Все вместе составляет 50,6% к «чистой» зарплате –не так уж много, по сравнению со средним по ЕС, где ситуация еще хуже. Но, как свидетельствует недавнее исследование Института социально-экономической трансформации (ИСЭТ), намного больше, чем в референтных для нас странах, и в целом по группе стран с доходами на душу населения ниже среднего, с которыми правомерно сравнивать Украину. Ситуацию усугубляет минимальная зарплата, с ее общеизвестным и хорошо доказанным влиянием на рост безработицы, а, значит и нищеты (да-да, вопреки распространенному заблуждению). К счастью, у нас она играет преимущественно фискальную функцию, принуждая работодателей платить ЕСВ и НДФЛ на зарегистрированных работников – что, естественно, создает стимул обходиться без лишних формальностей.
Однако государство продолжает социалистические традиции и в другой сфере: КЗоТ у нас гарантирует работнику все, а работодателю – ничего. Понятно, что это стимулирует работодателя оформлять отношения с работником как «трудовые» только в крайнем случае. Иначе потом, если, например, работник окажется нерадивым или вороватым, избавиться от него будет дорого. В итоге, не имея возможности заключить нормальный контракт на реалистичных условиях, работник оказывается полностью беззащитным даже перед откровенным обманом. Наконец, с тех пор, как субсидии на услуги ЖКХ стали массовым явлением (сейчас их получает едва ли не каждая вторая семья) интерес не оформлять занятость появился и у самих работников: если доход с учетом официально выплаченной зарплаты превысит десятикратный размер коммунальных платежей, платить их придется самим. Это, конечно, во многих случаях было бы справедливо, но, совершенно естественно, не устраивает наемных работников – так что даже при желании платить «белую» арплату бывает непросто найти, кто на это согласится. При этом, нужно учитывать, что малый и средний бизнес и без того уже часто поднял оплату труда до предела, ради того, чтобы выдержать конкуренцию за кадры с польскими коллегами. Официальные зарплаты за последние два года выросли на 70%. То есть, налоги, конечно, платить надо, но в сложившейся ситуации «детенизировать занятость» означает на практике либо снизить «чистые» зарплаты и потерять работников, либо работать себе в убыток, чего, конечно, никто делать не станет. В обоих случаях результат репрессий несложно предсказать: еще одна волна массового закрытия малого бизнеса, с потерей рабочих мест и доходов, как граждан, так и бюджета. Ну, или резкий рост личных доходов трудовых инспекторов и прочих причастных к проверкам – как, очевидно, меньшее из зол… Однако правительству проблемы бизнеса – по барабану. Оно действует строго по принципу приснопамятной советской армии: «не хочешь – заставим!», забывая, что из бизнеса, в отличие от СА, выход всегда открыт. И без того, часть физлиц-предпринимателей, достаточно инициативная для того, чтобы «оторвать зад», но не настолько талантливая, чтобы вырасти в серьезный бизнес, массово сворачивает деятельность и едет на заработки в Польшу. В этом году Украина показала наихудшие из всех обследованных стран результаты в ежегодном опросе компании AmWay о готовности открыть свое дело: только 21% наших соотечественников (на 12% пунктов меньше, чем в прошлом году) готовы рисковать и создавать рабочие места. В ЕС таких вдвое больше, а у победителя – Вьетнама – вчетверо. К сожалению, вместо того, чтобы идти навстречу предпринимателям правительство пытается их добить под социалистическими лозунгами. Хотя, если уж на то пошло, то лучше теневая занятость, чем никакой: экономическая модель, в которой страна держится на переводах заробитчан, неспособна ни к какому развитию. И пенсионеров в такой стране тоже не за что будет кормить. Конечно, все это не значит, что детенизация не нужна. Вопрос в методах. Снижение нагрузки на заработную плату до 22% очень даже способствовало упомянутому выше росту официальных зарплат (фактические вряд ли могли бы за два года вырасти больше чем в полтора раза: инфляция была вдвое меньше, а экономика росла на 3% в год). Хотя с самого начала было очевидно, что понизив запредельную нагрузку на треть, и не изменив остальные факторы, упомянутые выше (а проблема с субсидиями только усугубилась), трудно ожидать действительно массового выхода из тени.

Усилия правительства нужно направить в другую сторону: прижимать не работодателей, а коррупционеров, жуликов (в том числе, незаконно получающих пенсии на «мертвых душ» и пособия – но так, чтобы ни один настоящий пенсионер или беженец не пострадал), сокращать неэффективные бюджетные расходы. Как отмечено в процитированном исследовании ИСЭТ, украинское государство на сегодняшний день перераспределяет больший процент ВВП, чем может себе позволить Германия – 44,5%! Сократив его аппетиты до приемлемых для такой страны, как Украина 37-39% можно легко отказаться от налога на труд вообще, продолжая при этом выполнять все обязательства перед нынешними и будущими пенсионерами. И дать людям в руки средства на инвестирование в обеспеченную старость, оставив со стороны государства только гарантию прожиточного минимума, который и сейчас по факту выплачивается ¾ пенсионерам. И НДФЛ сократить, как в Болгарии, до хрестоматийной «десятины» с компенсацией за счет более точного и всеобщего обложения земли и недвижимости. Вот тогда детенизация и наступит, причем без всяких репрессий.

Володимир Дубровський для журнала ДЕНЬГИ.ua